Закрыть
Плавание - это способность или умение держаться на поверхности воды и передвигаться в заданном направлении без посторонней помощи и дополнительных приспособлений.
плавание отличное средство для закаливания т.к. в условиях продолжительного пребывания в воде совершенствуются процессы терморегуляции, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды;
плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах;
плавание спортивными способами с применением различных методов и способов тренировки гармонично развивает все группы мышц и способствует развитию и совершенствованию основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости;
упражнения, выполняемые на суше и в воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для формирования правильной осанки у детей и подростков;
плавание – наименее травматичный вид физических упражнений. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в диске лучше проходит обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающие действие при распространенных сейчас остеохондрозах позвоночника, позволяет исправить дефекты осанки, искривление позвоночника;
плавание - аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста - соматотропина - в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и легких. В результате увеличивается жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и объем грудной клетки;
плавание способствует оптимизации ритма работы сердца; Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствует этому. Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких;
во время занятий возрастает интенсивность обменных процессов в организме человека, cледовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой;
оздоровительное плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы;
- Меньшуткина Т.Г. Теория и методика преподавания в системе оздоровительно-спортивных технологий: Учебно-методическое пособие / Т.Г. Меньшуткина, А.А. Литвинов, О.В. Новосельцев, М.Г. Непочатых, А.В. Орехова – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 122 c.
- Степанова М.В. Обучение плаванию в системе физического воспитания студентов вузов: Методическое пособие. / М.В. Степанова – Ореньург: ГОУ ОГУ, 2003. – 103 c.
Очки для плавания
- защищают слизистую глаз от раздражения, вызванного примесями, содержащимися в воде;
- дают возможность хорошо видеть в воде. Из-за большей плотности воды и другого коэффициента преломления света, без очков изображение в воде получается мутным. Очки помогают избежать этого. Для людей с плохим зрением существуют специальные очки с диоптриями;
- спортсменам очки помогают придать более обтекаемую форму лица.
Как правильно выбрать:
Примеряя очки при покупке, их нужно прижать к глазам: очки должны сразу присосаться. Очки должны подходить анатомически и сидеть комфортно, цвет линз у очков должен устраивать пловца.
Купальник или плавки
Купальники: для постоянных занятий в бассейне подходит слитный спортивный купальник. Такой купальник лучше всего обеспечивает обтекаемость тела и свободу движений. Альтернативой может служить раздельный спортивный купальник, такие купальники можно использовать для не регулярных занятий в бассейне и активном отдыхе на пляже.
Купальник или плавки должны сидеть на теле плотно слегка сдавливая тело. В воде ткань намокает и становится свободной.
Основные требования к спортивным купальным костюмам для плавания:
- ткань должна быть плотной, быстросохнущей, устойчивой к действию УФ-лучей, гипоаллергенной, устойчивой к воздействию морской соли и хлорированной воды;
- купальник или плавки должны хорошо подходить по размеру;
- купальный костюм не должен сковывать движений в воде, должен иметь надежные застежки и его должно быть легко снимать и одевать;
- купальник должен идеально подходить по размеру;
Уход за спортивным купальником и плавками:
- после занятий купальник или плавки необходимо прополоскать в пресной прохладной воде;
- желательно стирать вручную средствами без отбеливателя;
- необходимо сушить при комнатной температуре.
Шапочка для бассейна
Виды шапочек:
- из латекса. Такие шапочки сделаны из тонкого материала, быстро рвутся поэтому имеют короткий срок службы. Но это самый бюджетный вариант по цене;
- из силикона. Лучше всего подходят тем, кто постоянно занимается в бассейне. Большинство спортсменов пользуется такими шапочками;
- из ткани. Такие больше подойдут для аквааэробики;
- комбинированные: тканевые внутри и силиконовые снаружи. Не бюджетный вариант и не всем подходит, лучше примерять перед покупкой;
- из неопрена. Такие шапочки используют во время плавания на открытой воде в (открытые водоемы).
Тапочки и полотенце
Тапочки
Любителям плавания обоих полов подойдут самые обычные резиновые шлепанцы для бассейна классической формы. Можно использовать любые шлепанцы с нескользящей подошвой (кроксы, вьетнамки).
Полотенце
Удобное полотенце для бассейна, которое хорошо и быстро впитывает воду и не много весит сделано из микрофибры.
Пульсомер (кардиомонитор). Часы с функциями контроля двигательной активности
Можно выбрать просто фитнес браслет с защитой от воды, который будет измерять Частота сердечных сокращений (ЧСС). Более сложные фитнес браслеты посчитают и дистанцию, которую пловец проплывает за занятие. Спортивные часы проведут более глубокий анализ занятий и будут вести статистику тренировок по разным параметрам.
Специальное оборудование для обучения и совершенствования техники плавания
доска для плавания - это специальный инвентарь для плавания из легкого плавучего материала прямоугольной формы. Доски для плавания чаще всего используют для выполнения специальных упражнений для обучения и совершенствования техники плавания разными способами на ногах;
колобашка для плавания - специальный инвентарь из легкого плавучего материала сделанный в виде восьмерки. Применяется во время выполнения и отработки гребковых движений во время плавания при помощи рук. Во время плавания пловец зажимает колобашку между ног (бедер или голени) тем самым выключая их из движений;
комбинированные плавательные доски - универсальный инвентарь заменяющий доску для плавания и колобашку одновременно. Имеет выемку посередине. Применяется для выполнения упражнений при помощи ног и для улучшения гребковых движений руками;
лопатки - инвентарь, сделанный в виде пластин из пластика в форме ладони. С одной стороны лопатки имеют резинки для фиксации кисти руки на лопатке. Применяются для выполнения специальных упражнений для совершенствования техники гребковых движений руками, развития силы мышц верхнего плечевого пояса;
короткие жесткие пластиковые или резиновые ласты - В бассейне используют короткие жесткие ласты с открытой или закрытой пяткой. Ласты облегчают освоение технических элементов в плавании. Применяются во время выполнения специальных упражнений на технику, способствуют развитию силы мышц ног.
Выбирать оборудование и экипировку для плавания лучше в специализированном магазине. В котором можно получить более квалифицированную помощь продавца и в котором будет представлен больший ассортимент продукции.
Общие рекомендации при занятиях плаванием.
Общие рекомендации при занятиях плаванием:
-перед занятиями плаванием определите свой уровень функциональной подготовленности и выясните состояние своего здоровья;
-занятие начинайте с разминки, чтобы подготовить все системы организма к предстоящей физической нагрузке. В конце занятия проводите заминку, можно использовать восстанавливающие процедуры (теплый душ, сауна, массаж);
-правильный режим питания, закаливание, соблюдение правил гигиены повышают эффективность занятий;
-занимаясь плаванием, соблюдайте основные принципы тренировки: постепенно увеличивайте объем и интенсивность нагрузок, трудность упражнений. Чередуйте нагрузку и отдых между упражнениями с учетом своей тренированности и переносимости нагрузки;
-результаты занятий зависят от их регулярности, перерывы 4-5 дней и более между занятиями снижают эффект предыдущих занятий;
-стремление к быстрому достижению высоких результатов может привести к перегрузке организма и переутомлению;
-составляя план занятия, включайте 3-5 упражнений для овладения техникой плавания;
-если после занятия чувствуется сильная усталость, то на следующих тренировках нагрузку надо снизить;
-тренировочные занятия следует прекратить и обратиться к врачу за консультацией, если появились отклонения в состоянии здоровья;
-в предложенных планах тренировочных занятий указаны максимальные объемы нагрузки для разных уровней подготовленности. Максимальных объемов можно достигнуть через 3-4 месяца регулярных занятий и выполнять в течении 1-2 микроциклов (недель). Затем нагрузка должна быть снижена. Через 2-3 месяца можно опять повторить максимальную нагрузку;
-помните, что прежде всего оздоровительное плавание должно приносить удовольствие от занятий.
Колосова Е.В. Методические рекомендации для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями / Е.В. Колосова – Саратов: «ИЦ» «Наука», 2019. – 180 с.
Правила посещения и поведения в бассейне всегда есть в холле бассейна. С правилами необходимо ознакомиться и не нарушать.
Помните:
не умеющим плавать, рекомендуется начинать свое обучение только в мелком бассейне, там, где можно стоять на дне;
во время обучения плаванию в открытом водоеме, всегда следует плыть от глубокого места к мелкому;
во время плавания избегать водоемов с сильным течением;
не следует обучаться плавать в прохладную и ветреную погоду и волнении на водоеме.
Одними из первых упоминаний о плавании приходят к нам из Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.
На гробнице правителя города Сиут Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тыс. лет до н.э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором, в частности, говорится: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми». Из этого можно заключить, что умению плавать придавалось большое значение, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.
Плавание чрезвычайно почиталось у древних греков. В программу Олимпийских игр оно не входило, но было обязательной частью некоторых других соревнований. Плавание считалось важным элементом не только общефизической подготовки подрастающего поколения, но и воспитания вообще. Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение: «Он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.
Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Отменными пловцами были Юлий Цезарь и Александр Македонский. Воины Древней Греции и Рима славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений. Сообщение о быстрых переправах через реки армий, насчитывающих до 10 тыс. легионеров, свидетельствует о поразительной выучке этих воинов. Римские императоры устраивали грандиозные морские сражения с демонстрацией абордажных схваток, умения плавать и нырять, сражаться в воде, атаковать корабли, переправляться вплавь при полном вооружении.
Плавание один из самых старых видов спорта. Спортивное плавание появилось в конце XV века. В 1515 г. в Венеции проводились состязания пловцов, это были одни из первых соревнований по плаванию. В 1538 г. вышло в свет первое руководство по плаванию датчанина П. Винмана. Первые школы плавания появились во второй половине XVIII – начале XIX века в Германии, Австрии, Чехословакии и Франции. В середине XIX века появились первые искусственных бассейны, и это было связано с резким ростом популярности этого вида спорта в конце XIX века.
В 1890 было проведено первое первенство Европы по плаванию. В 1896 г. плавание было включено в программу Олимпийских игр. В 1908 г. организована Международная любительская федерация плавания ФИНА, а в 1973 эта организация объединяла 96 национальных федераций. В России в начале ХХ века плавание не имело такого широкого распространения как в Европе. В этот период в России было только семь технически несовершенных закрытых бассейнов, и всё-таки спортивным плаванием занималось уже около полутора тысяч человек. Недостаточное число бассейнов определяло то, что тренировки приходилось проводить преимущественно на открытой воде в летний период. Результаты были невысокими. В 1913 году впервые было проведено первенство России по плаванию. В 1918 г. в Москве было проведено первое соревнование по плаванию СССР. В 1920 В.Н. Песков организовал спортивное общество плавания Дельфин, располагавшее открытым бассейном. В 20-е годы в Москве открылось несколько школ плавания. В 1921 г на Москве-реке было разыграно первое первенство СССР. Соревнования по плаванию входили в программу спартакиады СССР в 1928 г. С тех пор соревнования по плаванию проводятся регулярно.
Некоторые результаты, показанные нашими пловцами в 30-е годы, превосходили рекордные европейские и мировые показатели. Первой этого добилась многократная чемпионка СССР Клавдия Алешина, в 1935г. установившая всесоюзный рекорд в плавании на спине на 400 м (всего на счету Алешиной 180 рекордов страны) – 6 мин. 7,2 сек., что более чем на 5 сек. превышало тогдашний мировой рекорд. Семен Бойченко 8 раз превышал мировые рекорды на дистанциях 100 и 200 м брассом и баттерфляем. 13 раз улучшал мировые рекорды Леонид Мешков. Но самые главные победы наших спортсменов не попали в списки официально признанных мировых рекордов, так как Федерация плавания СССР была принята в члены ФИНА только в 1947 г.
Игры XXXII Олимпиады прошли с 23 июля по 8 августа 2021 года в Токио, Япония. Изначально они должны были пройти в 2020 году, но из-за пандемии COVID-19 состоялись на год позже (решение о переносе 24 марта 2020 года объявил Международный олимпийский комитет).
Сборная ROC по плаванию завоевала 5 медалей: 2 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую, заняв 5 место в медальной таблице и обогнав такие сильные сборные, как Япония и Венгрия, ЮАР и Бразилия, Франция и Швеция. Первое место – у команды США (11-10-9), второе – у Австралии (9-3-8), третье – у Великобритании (4-3-1). В 2016 году Россия была 16-й (0-2-2), в 2012-м – 11-й (0-2-2).
Список рекомендуемой литературы:Всероссийская федерация плавания. История плавания. – URL:https://russwimming.ru/data/list/history_2013.html
Меныиуткина Т.Г. Теория и методика преподавания в системе оздоровительно-спортивных технологий:
Учебно-методическое пособие / Т.Г. Меныиуткина, А.А. Литвинов, О.В. Новосельцев, М.Г. Непочатых, А.В. Орехова. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 122 c.
Чертов Н.В. Теория и методика плавания / Н.В. Чертов. – Ростов на Дону: ПИ ЮФУ, 2011. – 452 с.
Всероссийская федерация плавания. История плавания. – URL:https://russwimming.ru/data/list/history_2013.html
В спортивном плавании на сегодняшний момент существует четыре основных способа (техники) плавания.
Кроль на груди - характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Лицо пловца почти постоянно находится при этом в воде, периодически, во время одного из гребков он поворачивает голову в сторону, поднимая лицо из воды для того, чтобы сделать вдох.
Кроль на спине - похож на перевернутый кроль на груди – пловец также выполняет попеременные гребки руками и одновременно совершает попеременные удары ногами в вертикальной плоскости (вверх-вниз). Лицо спортсмена практически постоянно (за исключением старта и поворотов) находится над водой, что делает этот способ плавания очень удобным для передвижения по воде и для обучения плаванию.
Брасс – способ плавания на груди, в котором руки подаются вперёд симметрично, ноги совершают одновременный толчок в горизонтальной плоскости. Один цикл движений при плавании брассом включает одно движение ногами, один вдох и выдох ртом, симметричное одновременное движение руками.
Баттерфляй – способ плавания на груди, при котором спортсмен выполняет одновременный и симметричные движения левой и правой частями тела, одновременные движения обеими руками в виде мощного гребка, выполнение которого приподнимает верхнюю часть корпуса над водой, одновременно выполняя симметричные удары ногами от таза. Баттерфляй наиболее сложный и энергозатратный способ плавания.
Для самостоятельного обучения плаванию возможно использовать наиболее простые упражнения. Для возможности анализа своей техники и последующего исправления ошибок, пловцу потребуется помощник, который периодически будет снимать на видео плавание занимающегося.
В начале обучения плаванию важно освоить правильное дыхание. Освоение навыка делать вдох ртом и продолжительный выдох в воду через нос и рот очень важен для дальнейшего освоения спортивных способов плавания.
Дыхание – самый важный элемент в обучении плаванию. Без его освоения невозможно обучиться спортивным способам плавания. А приобретенный навык плавания без способности делать выдох в воду очень ненадежен и накладывает некоторые сложности как на освоение различной техники плавания, так и на возможность человека держаться на воде во время волны, ветра, при попадании брызг, неожиданном погружении и т. д
Для обучения основам дыхания в воде необходимо освоить следующие умения:
— открывать глаза под водой;
— задерживать дыхание на вдохе;
— дышать выдох-вдох и задерживать дыхание на вдохе;
—делать выдохи в воду.
Булгакова Н.Ж. Плавание с методикой преподавания: учебник для среднего профессионального образования / Н. Ж. Булгакова [и др.]; под общей редакцией Н. Ж. Булгаковой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 344 с.
Я подтверждаю, что вышеуказанная информация мною прочитана и понята