АТС – сокращение от Автоматическая Телефонная Станция.
Технические средства коммутации прошли долгий путь эволюции от ручного соединения абонентов с помощью телефонистки до текущих дней, когда АТС престала быть устройством и превратилась в виртуальное, не имеющее «физического» состояния, решение. И теперь это решение по маршрутизации вызовов обитает где-то «в облаках».
Всё началось с изобретения Автоматической Станции, которое относят к 1887-1889 годам. Запатентовал изобретение Элмон Строуджер, владелец похоронного бюро 😯. Толчком к изобретению послужила нечестная конкуренция, связанная с тем, что жена его конкурента работала телефонисткой и соединяла звонивших с бюро своего мужа. Возможно, это легенда, но как бы то ни было появилась АТС.
Патент на первую в мире телефонную станцию был получен 10 марта 1889 года. Суть изобретения – телефонный коммутатор декадно-шагового типа емкостью до 99 абонентов. Схема, предложенная изобретателем, применялась по всему миру вплоть до начала 70-х годов прошлого века. Отдельные станции такого типа работают и по сей день.
Постепенно, с развитием электроники, модернизировались и телефонные станции. Они становились более быстрыми, обрастали дополнительным функционалом и уменьшались в размерах. АТС, ранее занимавшая целое здание, постепенно уменьшилась до размера холодильника, а затем и до системного блока компьютера.
Появление VoIP технологий привело к необходимости создания АТС для IP-телефонии, что перевернуло индустрию и привело к тому, что АТС стала программой.
Возможности коммутационных систем становятся безграничными и превращаются в модульный конструктор функций телефонии для построения бизнес логики компаний любого размера и вида деятельности.
В начале 2000-х годов внедрение VoIP на сетях общего пользования позволило предложить абонентам возможность отказаться от учрежденческих или офисных АТС и начать миграцию в облачные виртуальные АТС, существующие на серверах в сети Интернет или частных серверах компаний. Главное, что остается неизменным – телефония, созданная для решения бизнес задач. На этапах своего развития АТС совершенствуется, улучшается, умнеет, но не изменят своему делу и бизнесу.